Павел Ярославцев (pavlius) wrote,
Павел Ярославцев
pavlius

Categories:

Ну почему он получает больше меня? Часть 2.

девушка и деньги 2

Почему мой директор, глупый, амбициозный индюк, занявший должнось благодаря родственным связям и посещающий офис раз в неделю получает в десять раз больше меня?! Ответ на этот вопрос мы начали искать в первой части. Советую прочитать ее, если вы этого еще не сделали. А мы пойдем дальше.

Предположим, директор действительно глуп. Предположим, он взаправду является родственником, скажем, главы администрации района, в которой работает ваша компания, и занял должность лишь благодаря этому факту. Но главный тезис, звучавший в первой части, не меняется. Да, распределение богатств справедливо, естественно и экономически обосновано даже в этом случае. Вы снова удивляетесь? Ничего страшного, это ненадолго. Продолжим экскурс в экономику жизни.

На всякий случай, повторю ключевые моменты первой статьи. Во-первых, все деньги, которыми вы владеете, принадлежали другим людям. Эти люди заплатили вам за предоставленнуе блага. И, во-вторых, деньги выплачиваются людьми на условиях, удовлетворяющих обе стороны. Но что это за условия? В роли основной составляющей этих условий выступает стоимость. Стоимостью, пожалуй, назовем "количество ценности", которое заключено в определенном благе. Или количество благ (например, денег), с которыми готов расстаться один человек ради благ, предложенных другим.

Но как определить величину ценности, как посчитать стоимость? И почему "количество ценности", заключенное в результатах вашего труда столь мала в сравнении с зарплатой гнусного директора? Ведь вы работаете каждый день, не покладая рук! Трудитесь без остановки, приносите живые деньги своей компании! А он ничего не делает! Чтож, вспомним еще одну важную фразу:

Количество ваших денег не зависит от затраченного труда.

Ответьте на простой вопрос. Сколько стоит стакан воды? Представьте, что я предлагаю вам его купить. Прямо сейчас. Сколько вы готовы заплатить? Один рубль? Или, может, десять рублей? Или считаете, что стоимость нулевая, и вы не готовы платить ни копейки, поскольку рядом стоит кулер со стаканчиками? В любом случае, вы определитесь с суммой, даже если она нулевая. А теперь скажите, изменится ли последняя, скажи я вам, что ради этого злополучного стакана потратил пять часов времени, львиную долю сил, поседел, постарел и озяб? Нет, не изменится. Вы не готовы заплатить за стакан воды три тысячи рублей. Даже сто рублей вам покажется слишком большой суммой и обмен не состоится. Независимо от того, сколько труда мне пришлось затратить. Это ведь мои проблемы, не так ли? Так что стоимость стакана воды зависит от ваших потребностей и определяется вами. Нет, вы, конечно, можете заплатить мне пять тысяч. Под влиянием чувств сострадания. Но в этом случае вы обменяете деньги на другое — на удовлетворение ваших чувств сострадания. Стакан воды тут нипричем, он выступает лишь посредником в передаче ценности. Из вышесказанного мы пришли к выводу, что стоимость субъективна.

Теперь второй вопрос. Представьте, что вы плететесь в центре пустыни, мучимый жаждой, ослабевший от обезвоживания. Сколько стоит стакан воды? Думаю, вы отдадите все, что у вас есть, ради заветных глотков, ради собственной жизни. Пообещаете переписать на меня все свое состояние. Потому что ценность стакана воды в вашем случае слишком высока. Его стоимость в материальном выражении поднялась до небес. Иными словами, стоимость зависит не только от вас, но и от обстоятельств, в которых вы находитесь. Но я, в свою очередь, могу отдать стакан бесплатно. Ценность видеть вас живым для меня высока, я тоже живу в России, я склонен к состраданию. Да и в будущем аукнется, это тоже стоит "купить". Вобщем, этот абзац дает понять, что стоимость относительна.

Субъективность, относительность... Понятно. Но, все-таки, откуда берется конкретная цифра? Откуда в голове человека возникает понимание того, с каким количеством благ он готов расстаться ради благ, предложенных другими? Все дело в кулере со стаканчиками. Вы сидите, к примеру, в офисе. Тут и я, со своим стаканом воды. Вы хотите пить. У вас есть выбор:
1. Вы не пьете, заплатив за это собственным комфортом (испытываете жажду)
2. Вы протягиваете руку к кулеру, заплатив за это минимальными трудозатратами (сложно ли протянуть руку?)
3. Идете в магазин за бутылкой воды, заплатив за это временем и пятидесятью рублями
Вы выбираете то, что дешевле (допустим, это "протянуть руку к кулеру"). И понимаете, что мой стакан воды купите в случае, если он будет еще дешевле. Вы просто выбираете самый не затратный вариант. То есть, сначала вы сравниваете все возможные альтернативные издержки, которые у вас есть. И выбираете то, что дешевле.

Кстати, а если у вас болит рука? Тогда стоимость испития воды, находящейся в кулере, возрастает. А если вы, вдобавок, миллиардер? То стоимость денег падает. Возможно, в каком-то случае, вы сочтете оптимальным заплатить за мой стакан. Относительность и субъективность, помните?

При этом важно понимать, что человек всегда выбирает самый выгодный, оптимальный вариант с точки зрения экономической науки. Всегда. Казалось бы, если вам приставили нож к горлу, требуя кошелек, о какой выгоде можно говорить? Но в этот момент у вас лишь два варианта, заплатить жизнью или отдать кошелек. Вы вибираете самый выгодный, оценив существующие на данный момент альтернативные издержки. Или, скажем, вы отказались от миллиона долларов, руководствуясь религиозными соображениями. Считаете это экономически необоснованным выбором? Вы не правы. С экономической точки здрения этот выбор был оптимальным. Он был сделан под руководством внутренних ценностей конкретного человека. Миллион долларов имели для него меньшую ценность, нежели убеждения. А экономическая наука не занимается вопросами выбора ценностей, она говорит лишь о том, как люди распоряжаются своими ценностями. На всякий случай уточню, что мы разговариваем в рамках одной из самых "приближенных" к реальностей экономических школ, а именно в рамках австрийской экономической школы.

Итак, сделаем выводы из этой части. Мы узнали, что "количество ценности" субъективно, относительно и зависит от обстоятельств. Конкретное количество (стоимость) определяется на основе альтернативных издержек. Человек всегда делает выбор в пользу самого оптимального варианта.

Вернемся к глупому директору, родственнику префекта? Конечно вернемся. Но уже в следующей части :)

Tags: деньги
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments